Первый автомобиль для инвалидов

Машины для людей с ограниченными возможностями: своими руками

Первый автомобиль для инвалидов
Внешне этот Mercedes-Benz B‑класса отличается от обычного только наклейками — но из Штутгарта он пришел уже с дублирующими органами управления.Внешне этот Mercedes-Benz B‑класса отличается от обычного только наклейками — но из Штутгарта он пришел уже с дублирующими органами управления.

Я стучусь в один из боксов в гаражном кооперативе, которых в Тольятти бесчисленное множество. О том, что я не ошибся адресом, свидетельствуют лишь аккуратные роллетные ворота, белеющие в тусклом свете ртутных ламп.

Указателей нет ни на въезде в ГСК, ни на самóм боксе, но это клиентам и не требуется: мир инвалидов тесен — и клиенты находят сюда дорогу.

Рольставни прячутся под потолок, и навстречу мне на инвалидной коляске выезжает Сергей — владелец компании по установке органов ручного управления на обычные автомобили.

Когда после аварии у Сергея отнялись ноги, он быстро понял, что существующие конструкции разработаны инженерами, мало знакомыми с реальными нуждами инвалидов.

Сначала Сергей разработал механизм для себя, затем с его изобретением ознакомились друзья по несчастью, а сейчас к нему обращаются не только жители Самарской области, но и люди с ограниченными возможностями из соседних регионов.

Конструктив

Что же не так с конструкциями, которые выпускаются годами? Их разрабатывали в то время, когда инвалидам по программе социального страхования предлагали автомобили из числа самых доступных — Оку и классические Жигули, на смену которым пришла Гранта.

Ирония судьбы в том, что все конструкции проектировались для машин с механической коробкой передач, а с 2015 года по техрегламенту переоборудовать разрешено только машины с автоматической трансмиссией.

Фактически инспектор может остановить автомобиль с наклейкой «Инвалид» и, указав на несоответствие техрегламенту, снять номера и отправить на штрафстоянку.

Джойстик позволяет инвалиду не только вращать руль, но и управлять световыми и звуковыми сигналами с помощью беспроводной связи.Джойстик позволяет инвалиду не только вращать руль, но и управлять световыми и звуковыми сигналами с помощью беспроводной связи.

А как же Ока с электромагнитным сцеплением, которую выпускали в Серпухове? Это были машины серийного производства с оригинальным VIN-кодом, изначально лишенные педалей (их функции выполняли рычаги ручного управления), — но узел показал себя ненадежным.

Поэтому многие владельцы были вынуждены устанавливать педали и навешивать дублирующее оборудование.

Еще одна сложность в том, что разработчики решали компоновочные задачи, плохо представляя потребности людей с ограниченными возможностями.

Придумали, сертифицировали — и пустили в серию: всё равно Фонд социального страхования распределит эти машины среди инвалидов, которым некуда деваться.

Хотя, как считает Сергей, по-хорошему надо такие проекты выставлять на конкурс, чтобы инвалиды могли выбрать наиболее удобную конструкцию, — и именно ее нужно дорабатывать и доводить до конвейера.

— Вы никогда не видели навесные комплекты? Они громоздкие, металлоемкие, требуют регулярного обслуживания. Только через десять лет после внедрения разработчики из «Унио Плюс» взялись за модернизацию своей конструкции. А каково инвалидам управляться с тремя рычагами! В иной ситуации приходится бросать руль, чтобы одной рукой выжать сцепление, а второй интенсивно тормозить…

В салоне Мерседеса В-класса «инвалидную» комплектацию выдают рычаг управления газом и тормозом, расположенный под правой рукой водителя.

Здоровому человеку вполне комфортно управлять разгоном и торможением рычагом под правой рукой, а вот джойстик с обода руля я сразу же снял — неудобно и небезопасно!В салоне Мерседеса В-класса «инвалидную» комплектацию выдают рычаг управления газом и тормозом, расположенный под правой рукой водителя.

Здоровому человеку вполне комфортно управлять разгоном и торможением рычагом под правой рукой, а вот джойстик с обода руля я сразу же снял — неудобно и небезопасно!

Помимо челнинской фирмы «Унио Плюс» Сергей вспоминает компании Manual-Auto и «Мастер Химичев», базирующиеся, соответственно, в Ставропольском крае и под Челябинском.

В выпускаемых ими навесных органах управления функции газа и тóрмоза совмещены в одной рукоятке, но вторая всё равно управляет сцеплением. И размещается эта сложная конструкция справа от руля — иначе будет затруднен доступ на водительское сиденье.

Зарубежные производители тоже предпочитают правостороннее расположение; их оборудование изначально рассчитано только на машины с автоматом и смонтировано не на рулевой колонке, а на полу, с тягами вдоль центрального туннеля. Делают неплохо, но и цена не бросовая — система с установкой тянет на 100 тысяч рублей.

— Я с самого начала столкнулся с тем, что ездить на механике мне крайне сложно, — продолжает Сергей.

 — С иностранными комплектами для машин с автоматом тоже не всё гладко: ручку «газ — тормоз» монтируют у туннеля, поэтому есть риск зажать ее парализованной ногой и лишить подвижности.

Конечно, можно, садясь за руль, стягивать конечности ремнем, но нам и без того хватает сложностей. И я разработал конструкцию, которая оказалась удобнее всех аналогов.

Альтернативный вариант, предложенный конструктором-инвалидом: рычаг управления газом и тормозом — слева от руля. Даже я почувствовал, что это удобнее!Альтернативный вариант, предложенный конструктором-инвалидом: рычаг управления газом и тормозом — слева от руля.

Даже я почувствовал, что это удобнее!

Итак, если классическое отечественное оборудование является навесным (крепится оно на рулевую колонку), а зарубежные разработки условно назовем напольными, то запатентованный Сергеем механизм предполагает скрытую установку под передней панелью.

Есть в его портфолио и традиционная навесная конструкция — но в обоих случаях рычаг управления газом и тормозом размещен слева от руля.

Более простую схему демонстрирует Opel Astra хозяина фирмы, а скрытым комплектом оснащен Mercedes-Benz E 220d инвалида-колясочника Алексея, который накатал на нем уже 70 тысяч километров.

— Вниз — ускоряешься, вверх — замедляешься. Всё просто, — комментирует Алексей. — Я могу, сидя в неподвижном автомобиле, нажать левой рукой тормоз, чтобы правой передвинуть селектор автомата в «драйв», и спокойно тронуться. А в движении левой рукой управляю со штатного подрулевого рычажка световыми сигналами и — это же Mercedes! — стеклоочистителями.

При этом конструкция очень простая, компактная и прячется под панель так, что снаружи остается только рычаг управления. С педалью тормоза он соединен жесткой тягой с шарнирами, с педалью газа — тросом. Я проехал на этой машине несколько километров по городу, специально не касаясь педалей, — и даже без устойчивого навыка преодолел все светофоры и кольцевые развязки, используя только рычаг.

Привод педали тормоза на переоборудованном в Тольятти Мерседесе Е‑класса реализован как положено — с помощью тяги, но тросик не тянет педаль газа, а толкает ее.

Привод педали тормоза на переоборудованном в Тольятти Мерседесе Е‑класса реализован как положено — с помощью тяги, но тросик не тянет педаль газа, а толкает ее.

— Если потребуется, рычаг можно снять всего за минуту — и за такое же время вернуть его на место, — комментирует Сергей.

 — С навесным оборудованием так не получится: люди тратят много времени на его демонтаж, а потом вынуждены заново его настраивать. В моей конструкции механизм скрыт панелью и никому не мешает.

В этом еще одно его достоинство. Традиционные комплекты громоздки, и никто не может предсказать, как они проявят себя в случае аварии — сертификация не предполагает краш-тестов. Представьте, что в современной машине сработает коленная подушка безопасности, а на ее пути окажется мешанина рычагов. А каково в случае аварии приложиться об эти рычаги коленями или руками?

Какие же требования предъявляются к производителям органов ручного управления? —

Наша деятельность не лицензируется, — отмечает Сергей. — Необходимо организовать серийное производство, чтобы выдерживать качество, — и можно получать сертификат в организации, которая выдает сертификаты на запасные части.

Мы делаем образцы, оформляем документы, едем в сертификационный орган и получаем сертификат качества продукции. Второй документ — сертификат качества услуг, который дает право устанавливать выпущенное оборудование на автомобили.

Для его получения необходимо иметь помещение, инструмент и квалифицированного установщика. Мастер производит монтаж в присутствии инспектора, который составляет заключение и выдает разрешительный документ. Технические условия на свою установку я разрабатывал самостоятельно.

Затем мы пригнали Гранту с допоборудованием в московскую лабораторию, где ее сертифицировали за 17 тысяч рублей. А процесс монтажа инспектировал региональный инспектор — здесь, на месте, и обошлось это в восемь тысяч.

Предъявите документы

Для людей с ограниченными возможностями с прошлого года процедура оформления автомобилей с ручными органами управления усложнилась.

Купив автомобиль — обязательно с автоматом, — владелец до посещения установщика должен обратиться в аккредитованный центр НАМИ, который дает заключение о возможности установки выбранного оборудования на конкретную модель.

Этот центр расположен в Москве, поэтому обычно заключение делают по фотографии (ориентируясь на сертификат производителя) и затем по почте высылают разрешение на установку.

Получив его, инвалид отправляется в ГИБДД и подает заявление о том, что хочет смонтировать на свою машину дополнительные органы управления.

С этими двумя документами он обращается к установщику, тот монтирует оборудование, затем инвалид вновь отправляет фото в НАМИ и получает заключение, что транспортное средство безопасно. С новой бумагой, сертификатом установщика и паспортом на устройство автовладелец обращается в ГИБДД, где ему ставят отметку в ПТС и СТС: «С ручным управлением».

Кстати, знаете, какие изменения отражены в документах на переоборудованную машину? Увеличение массы на два килограмма — и всё! Нужно ли тратить столько сил, особенно с учетом того, что машину в НАМИ на самом деле в глаза не видели?

Для машин с коленной подушкой безопасности навесное оборудование неприемлемо. Кроме того, руль с таким механизмом фиксируется в одном положении — потом его уже нельзя регулировать.Для машин с коленной подушкой безопасности навесное оборудование неприемлемо.

Кроме того, руль с таким механизмом фиксируется в одном положении — потом его уже нельзя регулировать.

Причем это далеко не все сложности, которые приходится преодолевать.

Заключение о допуске инвалида к управлению автомобилем дает врач из медкомиссии, который в зависимости от возможностей будущего водителя указывает вариант управления — например, левой рукой и правой ногой или только руками.

Здесь кроется еще одна проблема: чтобы инвалиду разрешили сесть за руль, необходимо развить на динамометре определенное нормативами усилие, — если после травмы руки слабы, за руль не пустят.

Скажете, такое ограничение — ради всеобщей безопасности? Так ведь требования писали, когда слаще вазовской «восьмерки» ничего не было. А теперь все автомобили — с усилителем рулевого управления, автоматом, системой стабилизации, и для управления ими не надо быть чемпионом по армрестлингу. Нормативы нужно пересматривать!

При этом инвалиды водят, как правило, аккуратнее обычных водителей. И понятно почему. Представьте, какие мучения их ожидают, если произойдет ДТП: нужно выбраться из машины на месте, потом мотаться в ГИБДД и страховую… И хотя сейчас госучреждения оборудуют пандусами, сделаны они для галочки, а не для людей.

Рычаг управления также слева, рядом со штатным подрулевым переключателем. На Опеле Сергея установлен навесной комплект. Алгоритм работы тут иной: газ — вниз, а тормоз — от себя.Рычаг управления также слева, рядом со штатным подрулевым переключателем.

На Опеле Сергея установлен навесной комплект. Алгоритм работы тут иной: газ — вниз, а тормоз — от себя.

А какова реальная потребность в машинах с органами ручного управления? Сейчас фирма Сергея производит не меньше 100 комплектов в год.

В рамках программы Фонда социального страхования оборудуют по 30–60 машин в разных городах. Частные заказчики из Башкирии, Оренбурга, Пензы и Саратова приезжают в Тольятти два-три раза в месяц.

Около 50 навесных комплектов с левосторонним рычагом управления уходят почтой для установки в сертифицированных центрах.

Органы управления для скрытой установки Сергей пока готов монтировать только у себя — он дает трехлетнюю гарантию на изделия и работы.

Сейчас такими комплектами интересуется половина покупателей, благо разница в ценах не критическая: навесное оборудование на иномарку обходится в 14–15 тысяч рублей, а скрытое, вместе с монтажом, — в 20–25 тысяч.

Комплект для трехпедальных Грант без монтажа стоит 12 тысяч, для тех, что с автоматом, — на пару тысяч дешевле.

Если оценивать спрос, то объем производства мог бы составить 30 тысяч комплектов за десять лет. Но для этого придется искать в регионах партнеров, нацеленных не на сверхприбыль, а на социальную сторону проекта.

И выходить на автомобильных производителей — сначала тех, кто развивается на российском рынке.

Потом, возможно, левосторонний рычаг с легким и компактным механизмом для скрытой установки придется по душе инвалидам, живущим за рубежом.

Машины для людей с ограниченными возможностями: своими руками

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/901698-ezdim-na-mashinakh-dlya-lyudej-s-o/

Где и как инвалиду купить автомобиль: выбор и порядок покупки

Первый автомобиль для инвалидов
Время чтения: 6 минут

Автомобиль уже сменил свой статус предмета роскоши на средство необходимости. Но от этого он не стал более доступным для широких слоев населения, тем более для людей с ограниченными возможностями.

Инвалидам очень сложно передвигаться в общественном транспорте, направляясь в поликлиники, оздоровительные центры и другие учреждения, которые они должны посещать довольно часто. Поэтому наличие собственного авто существенно упростило бы им жизнь. Но, к сожалению, шансов приобрести машину у них почти нет.

Рассмотрим, как инвалиду купить автомобиль по льготам и насколько это реально.

Можно ли инвалиду купить автомобиль по льготам

Инвалиды относятся к категории людей с ограниченными возможностями, поэтому им сложнее получить те социальные блага, которые есть у остальных граждан.

По этой причине государство обязано помогать таким людям. Одним из таких проявлений заботы являются различные льготы – например, дешевле коммунальные услуги.

Но этого очень мало, особенно с учетом дороговизны жизни в стране и небольших пенсий.

Ранее инвалидам в качестве помощи от государства предоставлялись в пользование личные автомобили. Эта норма была введена в действие в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 244 от 14.03.1995 г. Но уже в 2005 году ее отменили в связи с отсутствием денег в бюджете.

Чтобы получить машину, инвалиду нужно было предоставить заключение медэкспертизы о том, что он нуждается в личном транспорте. На тот момент людям с ограниченными возможностями предоставлялись только машины марки «Таврия» или «Ока».

В зависимости от потребностей владельцев их либо переоборудовали или же оставляли в базовой комплектации. Ездить на машине без права на капитальный ремонт разрешалось в течение 7 лет, после чего авто должны были заменить на новое.

В 2005 году в связи с изменениями в законодательстве автомобиль перестал быть средством реабилитации. В соответствии с письмом Минздрава от 25.03.

2005 года претендовать на машину теперь могут только люди, получившие производственную травму или профессиональные заболевания, повлекшие инвалидность. Они обеспечиваются транспортными средствами за счет денег из Фонда социального страхования.

В целом же приобрести автомобиль для инвалида можно на общих условиях. Однако как владельцам авто им уже положены льготы – например, по уплате транспортного налога, который снижается на 50 % на машины мощностью до 100 л. с. Кстати, в некоторых регионах России инвалиды полностью освобождаются от уплаты этого налога (например, в Кировской области).

Каким должен быть автомобиль для инвалидов

Во-первых, машина для инвалидов должна соответствовать правилам дорожного движения и нормам безопасности. Во-вторых, средство передвижения должно учитывать все потребности водителя, чтобы человек с ограниченными возможностями мог им управлять. То же самое касается авто, которое будет использоваться для перевозки инвалидов.

В правилах дорожного движения предусмотрено два типа знаков для людей с ограниченными возможностями:

  • «Инвалид» – желтый квадрат размером 150 x 150 мм.
  • «Глухой водитель» – круг диаметром 160 мм, внутри которого расположены три черных круга, формирующие вершины треугольника. Размещается этот знак спереди и сзади транспортного средства.

Право использовать знак «Инвалид» имеют следующие категории граждан:

  • инвалиды 1 и 2 группы;
  • люди, перевозящие инвалидов;
  • родители детей-инвалидов независимо от группы.

Если на машине знак «Инвалид» установлен незаконно, к нарушителю применяется административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

Следует отметить, что автомобили нуждаются в переоборудовании с учетом физиологических людей с ограниченными возможностями. Они должны быть удобными и комфортными, чтобы человек мог сесть самостоятельно и сложить инвалидное кресло. Кроме того, он должен без существенных усилий и сторонней помощи выйти из машины в случае необходимости.

Часто на авто для инвалидов устанавливают ручное управление.

Где купить автомобиль для инвалида

Ранее людей с ограниченными возможностями не только обеспечивали машинами, но и переоборудовали их за счет государства, чтобы инвалиды могли на них ездить.

Сегодня все трудности, связанные с покупкой и дальнейшей адаптацией авто под свои нужды, лежит на плечах инвалидов.

Учитывая свои очень скромные финансовые возможности, с просьбой о переоборудовании люди с ограниченными возможностями нередко обращаются не к сертифицированным производителям, а на СТО, где систему ручного управления им ставят нелегально.

Но все же рисковать здоровьем своим и окружающих не стоит. Есть ряд автокомпаний, которые заказывают сертифицированные компоненты для машин из-за границы и сами делают их установку, после чего выдают сертификат безопасности. Найти их можно в интернете.

Если есть возможность, можно напрямую обратиться к автопроизводителю с просьбой о переоборудовании машины. Но это решение подходит только для авто, которые собираются в России.

Следует отметить, что в интернете можно приобрести уже готовый автомобиль для инвалидов. Подобных объявлений меньше, но они есть на специализированных сайтах (например, http://aupam.ucoz.com/board/).

Много машин для людей с ограниченными возможностями продается за границей, но оттуда их еще нужно доставить. Кроме уже готовых авто, во всемирной паутине также можно найти ручное управление (https://www.avito.

ru).

Могут ли инвалиды получить автомобиль бесплатно

В настоящее время государство не выдает машины для людей с ограниченными возможностями бесплатно. Для них даже нет льгот при покупке. Исключением являются только лица, которые стали в очередь до 2005 года и не получили машины или получили их во временное пользование.

На сегодняшний день считается, что очередь граждан, которым положены транспортные средства, уже исчерпана и государство выполнило все свои обязательства.

С начала действия программы ею воспользовались 91 491 человек, из них 62 215 взяли единовременную денежную помощь в размере 100 000 рублей.

Как получить инвалиду машину от государства бесплатно в 2019 году

С 2005 года выдача государством бесплатных автомобилей для инвалидов прекращена. С этого времени претендовать на транспортные средства могут только граждане, которые получили инвалидность вследствие травмы на производстве или профессионального заболевания, повлекших инвалидность. Причем покупка машины осуществляется за деньги соцстраха или предприятия-работодателя.

Помимо вышеуказанных граждан, получить бесплатно машину могут также те, кто встал в очередь до 2005 года или получил ее во временное пользование в рамках программы государственной помощи инвалидам.

Чтобы оформить машину на себя, необходимо подготовить для регионального представительства Минсоцполитики следующие документы:

  • заявление на передачу в собственность;
  • паспорт;
  • техпаспорт;
  • заключение медэкспертизы.

При этом у инвалидов остается право отказаться от машины, а взамен получить материальную компенсацию, размер которой определяется на региональном уровне.

Инвалиды войны, получившие автомобиль в рамках социальной помощи, имеют право переоформить его на другого человека. Это право не распространяется на другие категории инвалидов.

Каков порядок покупки автомобиля инвалидом

Люди, получившие травмы, которые привели к инвалидности, обычно покупают недорогие машины. Тем более что никаких льгот при покупке для них нет. Приобретение транспортного средства осуществляется одним из стандартных способов: на основании договора купли-продажи или по доверенности.

https://www.youtube.com/watch?v=sAu7BaP37fs

После покупки автомобиля людям с ограниченными возможностями нужно обратиться в ГИБДД, чтобы выяснить, где они могут осуществить замену стандартного управления на ручное. Стоимость этой услуги в среднем составляет 10 000 рублей и зависит от региона.

После переоборудования машины водителю предоставляется сертификат, подтверждающий безопасность транспорта. Его необходимо передать в ГИБДД.

Какие документы необходимы для постановки машины на учет

При постановке автомобиля на учет в МРЭО у инвалида должны быть следующие документы:

  • паспорт;
  • техпаспорт и свидетельство на машину;
  • договор купли-продажи или доверенность;
  • заключение медэкспертизы.

Кроме того, он должен предоставить сотруднику дорожной полиции сертификат, подтверждающий безопасность автомобиля после переоборудования его ручной системой.

Следует отметить, что значок «Инвалид», который клеится на авто спереди и сзади можно получить в региональных МФЦ.

Что собой представляет услуга «Социальное такси»

Учитывая, что государство уже не выделяет автомобили людям с ограниченными возможностями, а все льготы монетизированы, право на обеспечение инвалидов бесплатным транспортом перешло к местным органам самоуправления. Чтобы хоть как-то помочь инвалидам, последние ввели такую услугу, как «Социальное такси». Ее суть заключается в предоставлении людям, которым сложно передвигаться, специально оборудованной машины.

Правом воспользоваться этим сервисом могут только инвалиды, которые зарегистрированы в регионе. Обычно разрешается, чтобы вместе с пассажиром ехал один сопровождающий.

Чтобы получить возможность пользоваться этой услугой, необходимо подать во Всероссийское общество инвалидов следующие документы:

  • паспорт;
  • документ, подтверждающий инвалидность;
  • реквизиты социальной карты;
  • СНИЛС.

На основании полученных данных инвалида вносят в базу, после чего он может пользоваться услугами социального такси. Узнать машины этого сервиса очень просто – на них нанесен логотип в виде белого цветка на траве и надпись «Социальное такси».

Однако следует учесть, что услуги лимитированы.

Например, в Москве на поездки на работу или учебу выделяется 80 часов в месяц, в больницу и другие подобные учреждения – неограниченное количество, во всех остальных случаях – не более 20 часов в месяц.

В других регионах эти услуги могут быть платными. При этом их стоимость существенно ниже – например, скидка составляет 90 % от действующего тарифа.

Положены ли льготы по транспортному налогу для инвалидов

Поскольку никакими льготами при покупке автотранспорта, да и автомобилями государство людей с ограниченными возможностями не обеспечивает, минимум, на что смогло пойти правительство, – это снизить размер транспортного налога для инвалидов. Решение о его размере или отмене принимается региональными органами власти. Поэтому в некоторых регионах страны инвалиды ежегодно платят половину от базового тарифа, а в других полностью освобождаются от его уплаты.

В заключение

К сожалению, в настоящее время государство не обеспечивает инвалидов транспортными средствами, поэтому им приходится покупать авто на общих основаниях.

Претендовать на машину могут люди с ограниченными возможностями, которые получили их во временное пользование или стали в очередь до 2005 года.

Сегодня рассчитывать на бесплатное авто могут только граждане, получившие инвалидность на производстве или профзаболевания, ставшие причиной инвалидности, причем покупка будет финансироваться за деньги соцстраха или работодателя.

Чтобы хоть как-то компенсировать инвалидам расходы, связанные с поездками и содержанием автотранспорта, региональные органы власти:

  • Предоставляют услугу «Социальное такси», которая дает возможность инвалидам несколько раз в месяц проехать от дома до места назначения бесплатно или за минимальную стоимость. Условия, тарифы и лимиты перевозок зависят от региона.
  • Снижают размер или полностью отменяют требование оплачивать транспортный налог.

Как выбрать машину для инвалида:

Источник: https://1avtoyurist.ru/kuplya-prodazha/kuplia/invalidu-kupit-avto.html

Инвалидам какой группы положен автомобиль?

Первый автомобиль для инвалидов

Гражданам с ограниченными возможностями государство гарантирует различные льготы, в число которых входит обеспечение жильем, создание специальных рабочих мест на предприятиях и организациях любых форм собственности, денежные выплаты. А вот предоставление автомобилей с 2004 года исключили из перечня средств технической реабилитации, поэтому на сегодняшний день транспортные средства им не выделяют.

Инвалидам какой группы положен автомобиль

Как было до 2005 года

Автомобиль являлся средством реабилитации, поскольку у инвалида часто ограничена способность передвигаться самостоятельно. В советское время поэтапно было введно получение транспортных средств лицами с ограниченными возможностями.

  1. С 1964 года инвалидам ВОВ и военной службы раз в 10 лет начали выдавать бесплатно автомашину «Запорожец» с ручным управлением. В течение этого срока его можно было отремонтировать 1 раз за счет государства. С 1971 года машины начали выдавать каждые 7 лет, то есть по окончании этого срока ее можно было поменять на новую.
  2. На основании Постановления № 254 от 1983 года инвалиды из числа рабочих, колхозников и служащих, а также инвалиды с детства имели возможность купить мотоколяску за 20% от ее стоимости. Ремонтировали их за счет государства.
  3. С 1992 года согласно Постановлению № 356 мотоколяски и машины стали выдавать бесплатно всем категориям инвалидов, которые в этом нуждались. С 1995 года бесплатно выдавать начали автомобили «Таврия» и «Ока», поскольку «Запорожцы» перестали производить.

Также была предусмотрена компенсация расходов на техобслуживание транспортных средств, запчасти и бензин.

Автомобили для инвалидов ВОВ

Для данной категории лиц с ограниченными возможностями Постановлением № 209 от 1981 года были предусмотрены особые условия по выделению автомобилей. Им выдавали бесплатно:

  • автомобиль «Запорожец» с ручным управлением, а позже «Таврия» и «Ока» сроком на 7 лет;
  • мотоколяску, если были противопоказания для вождения машины, сроком на 5 лет.

Причем продать или передать кому-либо эти транспортные средства инвалид не имел права, но после его смерти они оставались в собственности его семьи.

В некоторых случаях автомобиль выдавали даже при наличии противопоказаний к вождению, если управлять им мог кто-либо из членов семьи. Окончательное решение по этому вопросу принимали местные власти.

Если же гражданин проживал один и сам водить машину не мог, ему выплачивали компенсацию на транспортные расходы. Другие инвалиды тоже могли по желанию получить вместо автомобиля такую выплату.

Ремонтировали эти транспортные средства за счет государства. Кроме того, гражданину компенсировали расходы на бензин, техническое обслуживание и запчасти. Также он мог приобрести автомобиль на собственные средства, при этом ему зачитывали стоимость полагающейся бесплатно машины.

Почему автомобили инвалидам перестали выдавать

В 2004 году в Закон о социальной защите инвалидов 181-ФЗ внесли изменения, которые исключили средства передвижения из перечня предметов для реабилитации.

Тем самым государство сняло с себя обязанность по обеспечению машинами лиц с ограниченными возможностями.

Однако на тот момент еще не все очередники были обеспечены транспортными средствами, поэтому было принято решение, что гражданам, вставшим на учет до внесения этих изменений, их предоставят.

Согласно Постановлению № 670 от 2008 года государство обязалось выдать автомобили следующим категориям инвалидов:

  • Великой Отечественной войны;
  • боевых действий;
  • малолетним узникам концлагерей;
  • участникам ВОВ, которые стали инвалидами из-за болезни или трудового увечья;
  • подвергшимся радиации;
  • реабилитированным лицам.

Автомобиль передавали гражданину в собственность и снимали с учета. Те, кто не встал в очередь до этого времени, право на льготу теряли. Также инвалид мог по желанию получить вместо машины выплату в размере 100 000 рублей, после этого его также снимали с учета.

Гражданам, которые стали инвалидами на производстве или из-за болезни, детям-инвалидам, инвалидам с детства вместо автомашины выдавали денежную компенсацию в таком же размере.

Важно! Все эти граждане должны были зарегистрироваться в органах соцзащиты до 01.01.2005 года на получение транспортного средства.

Поскольку машины, выданные в советский период, нельзя было продавать и передавать другим лицам, в 2010 году утвержден Порядок передачи в собственность транспортных средств, которые граждане получили бесплатно по медицинским показаниям.

В соответствии с этим документом инвалид или его законный представитель может обратиться в подразделение автоинспекции по месту регистрации машины.

Сотрудники ГИБДД переоформляют документы без учета запретов и ограничений по изменению права собственности, которые были установлены при их выдаче.

Что положено инвалидам в настоящее время

В 2016 году депутаты внесли на рассмотрение законопроект, который предлагал вернуть в Закон 181-ФЗ норму о выдаче инвалидам средства передвижения. Но Дума его не поддержала, сославшись на то, что в бюджете на ближайшие 3 года такие расходы не предусмотрены.

Для того чтобы не ограничивать инвалидам свободу передвижения, государство предоставляет им определенные транспортные льготы.

  1. Инвалиды всех групп, и дети в том числе, могут бесплатно добраться до места лечения и обратно на пригородном железнодорожном и междугородном транспорте. С инвалидами 1 группы и детьми бесплатно разрешается ехать сопровождающим их лицам.
  2. Лицам с ограниченными возможностями предоставлена льгота по транспортному налогу. От него освобождены автомашины, которые укомплектованы специально для инвалидов, а также те, которые выданы органами соцзащиты и имеют мощность двигателя меньше 100 л.с.
  3. В Москве инвалиды-пенсионеры имеют право бесплатно перемещаться на пассажирском городском транспорте, кроме такси.
  4. В некоторых регионах действует услуга социального такси со льготными тарифами. Такие машины, как правило, оборудованы специальными техническими приспособлениями для крепления колясок. Например, в Москве этой услугой могут воспользоваться все инвалиды 1 группы, а также 2 и 3 групп с болезнями опорно-двигательного аппарата.

Таким образом, в настоящее время государство сняло с себя обязанность по предоставлению средств передвижения лицам с ограниченными возможностями.

Но если по медицинским показаниям инвалиду необходимо иметь автомобиль, он может обратиться в местное отделение соцзащиты, и его вопрос будут решать в индивидуальном порядке.

Если гражданин стал инвалидом из-за производственного увечья или заболевания, есть смысл попросить помощи в приобретении машины у руководства своего предприятия.

Вопрос — ответ

Я инвалид-колясочник с 2003 года. Автомобиль, который мне выделило государство, вышел из строя. Я его утилизировал, купил новый на собственные средства и переоборудовал его для себя. Смогу я пользоваться льготой по транспортному налогу или она распространяется только на автомобили, которые выданы собесом?

На основании п. 2 ст. 358 НК от транспортного налога освобождены легковые автомобили, которые специально оборудованы для инвалидов, или имеют мощность до 100 л.с. и выданы органами соцзащиты.

Таким образом, транспортные средства для лиц с ограниченными возможностями поделены на 2 категории.

Это означает, что налог за переоборудованный автомобиль платить не нужно, независимо от того, каким образом инвалид его приобрел.

У меня умер дедушка – инвалид ВОВ. Я единственная наследница, мои родители тоже умерли. Могу ли я унаследовать дедушкину машину, которую ему выдал собес? Я слышала, что ее нельзя продавать, у него даже свидетельства не было. Дедушка на ней ездил мало, она практически новая.

Согласно ст. 1184 ГК средства передвижения и другое имущество, которое инвалиду бесплатно предоставило государство на льготных условиях, входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях. Под понятие льготных условий предоставления средств передвижения подпадает и бесплатная выдача автомашины инвалиду войны.

На основании Приказа № 1101н, который утвердил Порядок оформления в собственность выданных инвалидам бесплатно автомобилей, вы сможете зарегистрировать ее на свое имя после вступления в наследство на основании выданного нотариусом свидетельства. Для этого вам нужно будет обратиться в подразделение автоинспекции по месту регистрации машины.

Источник: https://mosad.online/invalidam-kakoy-gruppy-polozhen-avtomobil/

Как инвалиду бесплатно получить машину: правила и условия постановки на очередь

Первый автомобиль для инвалидов

Люди с ограниченными физическими возможностями вправе рассчитывать на разностороннюю помощь государства. Задача каждого высокоразвитого общества — сделать так, чтобы инвалиды чувствовали себя комфортно и могли легко социализироваться, участвовать в общественной жизни, трудиться.

Одна из форм государственной поддержки таких граждан — предоставление специального автомобиля для перемещения по городу. Машина для инвалидов — не просто средство передвижения. Это возможность не испытывать ограничений и быть таким же, как все.

Рассмотрим, как подобная социальная мера защиты людей с ограниченными возможностями действует в России.

Законодательное регулирование вопроса

Основным законодательным актом, на основании которого производится выдача бесплатного авто для инвалидов, является Постановление Правительства РФ от 14 марта 1995 г. N 244 “Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно”. Кроме того, люди с ограниченными возможностями имеют право на следующие льготы:

  • приобретение за счет бюджета Фонда социального страхования специальных средств передвижения;
  • проведение сложного технического ремонта предоставленного транспортного средства;
  • компенсация расходов на покупку бензина или других ГСМ, предусмотренных правилами эксплуатации автомобиля;
  • автомобили для инвалидов проходят ТО и подвергаются мелкому ремонту бесплатно.

В 2004 году действие этого постановления было отменено Федеральный закон “О социальной помощи пенсионерам и инвалидам” от 02.08.1995 № 122.

Получение авто с ручным управлением для инвалидов стало доступно лишь тем гражданам, которые встали в очередь до 2005 года включительно.

В отношении остальных индивидов, имеющих 1 или 2 группу инвалидности соответствующего профиля (инвалиды-колясочники), действует монетизация льготы.

Условия получения бесплатной/льготной машины от государства инвалидами в 2019 году

Автомобили для инвалидов в 2019 году доступны только тем, кто встал на очередь до 2005 года. Чтобы воспользоваться своим правом на получение инвалидного спецтранспорта, гражданину нужно иметь на руках определенные медицинские справки и бумаги:

  • подтверждающие наличие инвалидности соответствующей группы;
  • заключение медико-социальной экспертизы, определяющее необходимость обеспечения колясочника или больного протезно-ортопедического профиля бюджетной машиной;
  • медицинское освидетельствование, подтверждающее возможность управления специальным транспортным средством (водительская справка).

Также гражданин с определенной группой инвалидности или его законный представитель (опекун, родитель и т. д.) должен иметь действующее водительское удостоверение.

Кроме того, индивид, претендующий на предоставление легковой автомашины или иного транспортного средства с ручным управлением, должен относиться к одной из льготных категорий:

  • ветераны и участники Второй мировой войны, а также граждане, приравненные к ним;
  • узники концлагерей, которым на момент пребывания в них еще не исполнилось 18 лет;
  • дети-инвалиды с врожденными заболеваниями опорно-двигательного аппарата;
  • граждане, получившие инвалидность вследствие радиоактивного облучения.

Порядок получения авто инвалидами в 2019 году

На волнующий многих граждан вопрос — каким инвалидам положен автомобиль в 2019 году? — пока можно дать неутешительный ответ: только тем, кто встал в очередь на получение данной социальной льготы до 2005 года.

Несмотря на то, что уже несколько лет законодатели активно обсуждают возможность возврата преференции на выдачу специальных машин для людей с ограниченными физическими возможностями, денег в бюджете на эти цели не имеется.

Если по какой-то причине инвалид еще не получил положенную денежную компенсацию или натуральное выражение льготы, ему необходимо воспользоваться своим правом.

Куда обращаться

Периодически в обществе курсируют слухи о том, что инвалидам с 1 января 2017 года могут выдавать бесплатные авто. Это не соответствует действительности.

Получить машины вправе только те граждане, которые встали на очередь до 2005 года. При этом частично натуральное выражение льготы было заменено денежной компенсацией (100 000 рублей).

Однако существует объективное мнение специалистов, что былые обязательства государства уже давно выполнены в полном объеме.

В настоящее время инвалиды могут рассчитывать только на оказание им услуги «Социальное такси». Чтобы воспользоваться ею, необходимо:

  • обратиться в территориальное отделение общества инвалидов России, расположенное в населенном пункте проживания;
  • оформить заявку на такси;
  • предоставить специалисту общества пакет необходимых документов;
  • пройти регистрацию по направлению «Социальное такси».

В случае если в перечень технических средств реабилитации для инвалидов снова добавят автомобили с ручным управлением, будет назначен и орган, ответственный за прием заявок и распределение преференций в порядке очередности. А все заинтересованные лица получат уведомления от органов социальной защиты.

Необходимые документы

В качестве основания для подключения конкретного гражданина с ограниченными физическими возможностями к услуге «Социальное такси», необходимо предоставить в общество инвалидов следующие документы:

  • паспорт гражданина РФ;
  • СНИЛС;
  • справку о присвоении группы инвалидности;
  • реквизиты банковского счета (социальной карты).

Сроки получения

Когда все необходимые документы предоставлены, а формальности соблюдены, оформление инвалида в список льготников на социальное такси происходит быстро. Через несколько дней после регистрации гражданин сможет воспользоваться льготным транспортом.

Другие транспортные преференции для обладателей авто

Машина для инвалидов с ручным управлением — не единственная льгота, на которую могли рассчитывать граждане данной категории. В настоящее время нельзя получить авто или денежную компенсацию за него, но реально предполагать привилегии по следующим направлениям:

  1. Транспортный налог для инвалидов. Бюджетным сбором ведают региональные и муниципальные власти, на уровне областей, администраций и муниципалитетов принимаются решения о снижении или отмене налога на пользование автомобилем (“Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)” от 31.07.1998 N 146-ФЗ). Инвалиды, которые купили машины самостоятельно или получили их от государства, имеют право на 50% скидку при оплате транспортного налога. Важное условие — мощность двигателя спецтранспорта не более 100 лошадиных сил. В финансово благополучных регионах России власти отменяют транспортный налог для ветеранов ВОВ с инвалидностью, а также инвалидов первой и второй групп.
  2. Социальное такси. Для перевозки малоподвижных граждан (при условии наличия медицинских показаний) в городах России (Москва, Санкт-Петербург и т. д.) действует «Социальное такси». Граждане оплачивают поездки по городу и пригороду на такси на льготных условиях (почасовая оплата по сниженному тарифу). Услуга предоставляется как инвалидам, так и лицам из сопровождения.
  3. Техническое обслуживание. При наличии у инвалида собственного авто (выдали в органах соцобеспечения или приобретено за наличные деньги), положено внеочередное прохождение ТО.

Важно! Транспортные преференции действуют в отношении инвалидов любого возраста. Если в семье живет ребенок с физическими отклонениями, родители получают право использования действующих транспортных льгот.

Важна ли группа и другие нюансы получения автомобиля

В 2019 году предполагается рассмотрение вопроса об улучшении мобильности граждан с физическими отклонениями. Определено два варианта решения проблемы:

  • давать инвалидам бесплатные российские автомобили (потребуется оснастить и обустроить их ручным управлением);
  • выплачивать соответствующую денежную компенсацию, достаточную для приобретения авто.

Какой бы вариант ни приняли к рассмотрению, главным критерием для определения реестра нуждающихся будет физическое здоровье и тяжесть заболевания. Поэтому ответить на вопрос — как инвалиду 1 группы получить автомобиль в 2019 году? — сложно. Но очевидно, что граждане, входящие в эту льготную категорию, будут претендовать на социальные автопреференции в первую очередь.

Возможен и еще один вариант, который частично применялся до 2009 года, — продажа автомобилей со скидкой (например, инвалид детства), а также других категорий (например, инвалид 3 группы).

К сожалению, ответа законодателей на вопрос — как инвалиду 2 группы получить автомобиль бесплатно? — в 2019 году пока не предвидится.

[Всего : 0    Средний: 0/5]

Источник: https://posobie.net/kompensatsii/mashina-dlya-invalidov-1-2-3-gruppy-mogut-li-vydavat-besplatnye-avtomobili.html

Адвокат Юркевич
Добавить комментарий